Детская городская поликлиника №48 ДЗМ
Детская городская поликлиника №48 Департамента здравоохранения г. Москвы

Единая медицинская справочная служба города Москвы:
122

Для звонков из Московской области:
8 (495) 122-02-21

Неотложная помощь:
103

ул.Артюхиной д.27, корп.3   Пн. - Пт.: 08:00 - 20:00 Сб.: 09:00 - 15:00 Вс.: вызов врача на дом 09:00 - 14:00

Нервно-психическое развитие ребёнка

13.10.2021

13.10.21.jpg

Нервно-психическое развитие ребёнка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от воздействия окружающей среды. Основными показателями нервно-психического развития детей до года являются физиологические рефлексы новорожденных, формирование условных рефлексов, эмоциональные реакции, голосовые реакции и понимание речи.

Рассмотрим основные этапы этого сложного процесса.


Новорожденный

  • новорожденный ребёнок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения;
  • хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы;
  • с первых же дней обнаруживаются хоботковый рефлекс, положительный рефлекс Бабинского, рефлекс охватывания МОРО, тонический рефлекс рук или рефлекс Робинсона;
  • положительны рефлексы: Бабкина, рефлекс Галанта, рефлекс Переса, глазной рефлекс Пейпера, поисковый рефлекс;
  • отмечается также положительный глабелярный рефлекс и пяточный рефлекс Аршавского;
  • зрачковый и роговичный рефлексы положительны, мигательный рефлекс отсутствует;
  • движения глаз не совсем координированы, часто наблюдается физиологическое косоглазие, а также нистагм.


В возрасте 1 месяца

  • движения рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии физиологического сгибательного гипертонуса;
  • пытается поднимать голову и удерживать ее несколько секунд в положении на животе;
  • движения глаз координированы, ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним. Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого;
  • в конце 1-го месяца жизни формируется суточный ритм смены сна и бодрствования, организуется деятельность органов зрения и слуха.


В возрасте 2 месяцев

  • ребенок отвечает улыбкой на разговор с ним;
  • длительно следит за движущейся игрушкой;
  • прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки;
  • лежа на животе, непродолжительно удерживает голову.


В возрасте 3 месяцев

  • у ребенка исчезает физиологическая гипертония мышц верхних конечностей;
  • ребенок при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает звуки (начало гуления);
  • в вертикальном положении на руках у взрослого сосредотачивает взгляд на лице говорящего с ним;
  • случайно наталкивается руками на игрушки, висящие на высоте 10-15 см;
  • лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову;
  • при поддержке под мышки крепко упирается ногами о твердую опору, ноги могут быть слегка согнуты;
  • удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).


В возрасте 4 месяцев

  • ребенок громко смеется при общении с ним, гулит;
  • поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами;
  • узнает мать;
  • рассматривает и захватывает висящие над грудью предметы;
  • во время кормления придерживает руками грудь матери, бутылочку;
  • переворачивается со спины на живот.


В возрасте 5 месяцев

  • ребенок узнает голос близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи;
  • по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого;
  • берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее;
  • долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони, выпрямленных рук;
  • переворачивается со спины на живот;
  • ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.


В возрасте 6 месяцев

  • ребенок начинает узнавать свое имя;
  • легко берет игрушку из различных положений: лежа на спине, на животе, из рук и подолгу занимается ею;
  • переворачивается с живота на спину;
  • появляются попытки ползать;
  • начинает лепетать;
  • ест с ложки, снимает пищу губами.


В возрасте 7 месяцев

  • ребёнок самостоятельно сидит, ползает;
  • стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает и бросает ее;
  • подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги;
  • ребёнок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым, т.е. движения имеют вполне определённый эмоциональный оттенок;
  • начиная с 7 месяцев, формируется подражание.


В возрасте 8 месяцев

  • ребенок длительно и разнообразно занимается игрушками (вынимает, катает, бросает);
  • подражает действиям взрослого с предметами;
  • сам садится, сидит и ложится;
  • встает, держась за барьер, стоит и опускается;
  • переступает, держась за опору;
  • на вопрос «Где?» находит взглядом несколько предметов, находящихся в определенных, известных ему местах;
  • по просьбе взрослого выполняет разученные действия («ладушки» и т.д.);
  • держит в руке и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • поворачивает голову, услышав своё имя;
  • начинается подражание звукам речи взрослого.


В возрасте 9 месяцев

  • ребенок ходит, слегка придерживаясь;
  • садится из вертикального положения;
  • на вопрос «Где?» находит предметы в различных местах;
  • знает свое имя;
  • подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые есть в лепете;
  • пьет из чашки, слегка придерживая ее руками;
  • выполняет некоторые элементарные движения: достаёт кубики из ящика, собирает мелкие предметы.


В возрасте 10 месяцев

  • ребёнок длительно занимается игрушками, выполняет заученные действия (ставит один кубик н другой, снимает и надевает на стержень кольца с большими отверстиями);
  • влезает на невысокий диван, ступеньку, ящик и слезает с него; по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы;
  • подражая взрослому, произносит новые слоги.


В возрасте 11 месяцев

  • ребенок овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого;
  • стоит самостоятельно;
  • по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собаку);
  • знает названия многих предметов, указывает части тела;
  • произносит первые слова обозначения, например «кис-кис», «би-би».


В возрасте 12 месяцев

  • ребенок самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками;
  • по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мячик;
  • ходит самостоятельно;
  • понимает слово «нельзя»;
  • легко подражает новым слогам; произносит 6-10 облегченных слов;
  • самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками, ставит на стол).


Возврат к списку